Вездеходы Шерп, Вездеходы Шерп, СМИ, Экспедиция

Экспедиция «На Восток!» Нарьян-Мар

За последние несколько дней экспедиция успешно достигла Нарьян-Мара . Участники экспедиции получили небольшую передышку, смогли насладится благами цивилизации и даже посетить музей. Состоялась большая встреча с местными жителями. 30 апреля караван успешно продолжил путь.

 

  • Итак , мы в Нарьян-Маре. Гостиница, теплый душ, магазин и прочие блага цивилизации. Хотя со старта прошло времени времени совсем немного, все равно приятно. По плану, задержимся здесь на пару дней.

 

 

  • Перед Нарьян-Маром с утра вездеходы завалило снегом. Антициклон сменился циклоном. Стало тепло и снежно. Небо затянуто белой мглой, а понизу метет легкая метель. Очень плохо видно, темные очки не помогают, но без них еще хуже. Так и двигались практически на ощупь. Хорошо, что зимник отмечен вешками, которые не дают сбиться с пути. Иногда вездеход слетает с накатанной трассы в рыхлый снег, однако для Шерпа это не страшно. Весело покидав белые снежные брызги, он уверенно возвращается обратно на зимник. Во второй половине как то само собой распогодилось. Выглянуло солнышко и мир преобразился. Дорога снова видна, а вокруг потрясающие виды. И трасса оживилась. Все чаще стали встречаться снегоходы, видели два «Трекола». С командой одного из них разговорились. Мужики подсказали интересное место — Пустозёрское городище. Это как раз по пути. На одном из мысов Городецкого озера стоит часовня и памятник, посвящённый когда то великому городу. Еще посветлу добрались по льду до Нарьян-Мара.

 

 

  • Нарьян-Мар, столица Ненецкого автономного округа совсем молодой город. Он родился на смену Пустозерску, потерявшему свое стратегическое значение и умирающему. Основа Нарьян-Мар в 30-х годах 20 века на месте деревни Белощелье. Щелье на языке Коми – это узкая полоса берега. А Нарьян-Мар переводится с ненецкого – красивый город. Он и вправду ничего… Современный и по архитектуре и по образу жизни и молодой не только по году основания, но и по населению. Не знаю, какой средний возраст здесь, но молодежи очень много. Школ тут, как минимум, 4 (а может и больше), школы огромные и дети учатся в 2 смены. В центре города стоит храм православный, а чуть поодаль – церковь старообрядцев. Тут же несколько памятников – это старое здание главпочтамта, самолет капитана Тарасова – памятник трудовому подвигу во время ВОВ и др. Население, в основном, русское и редко встречаются ненецкие лица и у взрослых и у детей. Ненцы в основном кочевники и живут в тундре, а дети их учатся в интернатах. Вообще, население этой столицы всего 24 т. человек!..

 

С огромным удовольствием участники экспедиции посетили краеведческий музей.

 

  • Хоть город сам и молодой, но от этого история края, ни сколько не страдает. В таких местах люди очень гордятся своей землей, радуются всем, кто проявляет к ней интерес, и могут часами рассказывать и показывать. Узнали много нового и о быте ненцев (самоедов) кочевников и об освоении севера русскими и о древних поселениях и о богатствах края. Будете в Нарьян-Маре – обязательно сходите! Интересно, насколько разные культуры смогли ужиться вместе, на одной земле. Быт русских, пришедших с верховий Печоры очень похож на архангельский. Такие же огромные дома (может еще чуть больше), такая же обстановка внутри дома. Похожи дома и на новгородские, но они намного, раза в 1.5 больше своих южных соседей. Все под одной крышей – где едят, где спят, где еду готовят, где скот держат и т.д. В домах стояло до 8 печей! Лес для домов сплавляли по Печоре. А вот ненцы – у них все просто, у них для всего олень… На оленях передвигаются, оленей едят, оленьи шкуры одеваются, оленей меняют на все недостающее.

 

  • Еще здесь есть музей Пустозерска. Он находится в одном из 4 домов (и единственном, оставшимся в «живых»), вывезенных из покинутого и умершего города Пустозерска. Немного об архитектуре дома – вход был по крытой лестнице сразу на 2 этаж. Зачем? – так зимой тут снегу столько, что все заметает по окна. Потолки очень низкие, окошки в доме маленькие – все, чтобы беречь дорогостоящее тепло. Здесь несколько экспозиций, рассказывающих о быте крестьян, о раскопках на древних городищах, о старообрядничестве и прочем.

 

  • Смотритель очень интересно про все рассказывал, не хуже любого экскурсовода. Оказывается, мы далеко не все увидели в Пустозерске. Там еще есть много древних захоронений в Малом Бору (так называется участок леса), и много раскопок, скрытых сейчас толщей снега. Еще там растет единственный кедр – настоящий большой кедр. Как он тут оказался, за полярным кругом, не знает никто. Толи птички принесли, толи кто-то семя кинул…

 

 

  • Наш проводник по дому много поведал про местный климат, про зиму и про лето. Город сейчас живет нефтью и газом, но возрождается животноводство и рыбный промысел. Также тут всячески поддерживают ненцев и сохраняют их язык и культуру. Кстати, ненцы – это самая большая народность из малых народностей. Еще интересный факт: здесь, в дельте Печоры, столько рукавов, проток и просто ручейков, что говорят, на любое болото можно заехать на лодке. А если нельзя – то туда и не надо.

 

После короткой передышки в несколько дней. Экспедиция “На Восток!” вновь отправилась в путь.

  • Нарьян-Мар гостеприимен. Большое спасибо ему и его жителям, но дорога уже ждет нас.

 

 

  • Раннее утро. Детвора еще только собирается в школу, а мы уже были на базе. Прогрели моторы, совершили последние приготовления и отправились в путь. Немного поплутав по окраинам города, выехали на дорогу, ведущую в сторону Усинска. Впереди сто двадцать километров отсыпанного дорожного полотна, переходящего в конце своем в настоящий зимник. Но этот зимник нам не нужен, в конце отсыпки мы повернули на северо восток. Однако, на этом небольшом участке пути, судьба уготовила нам роль спасителей. Сначала выдернули из снега застрявший Мицубиши Паджеро, а спустя короткое время и грузовик Урал. Дорожное полотно местами было так переметено снегом, что автомобили не могли двигаться в колее. Дело в том, что зимники уже закрыты и обслуживание их прекращено. Все кто рискнут ехать по ним, действуют на свой страх и риск. Только взаимопомощь на дороге может стать спасением в трудной ситуации. Вот спасали. Алексей периодически выдергивал грузовик из снежного плена, а мы некоторое время тащили Паджерика на веревке.

 

Не доезжая поселка вахтовиков, команда свернула с дороги, чтобы продолжить свой путь по ниточке, едва обозначенной в навигаторе. Под колеса легла снежная целина, лишь редкие вешки подсказывали, нужное направление.

 

  • Алексей Гарагашьян впереди, тропит дорогу в тяжелом снегу, а мы идем сзади, придерживаясь колеи, чтобы не расходовать лишнего топлива. Слева и справа расстилалась бескрайняя заснеженная тундра. Изредка попадались остатки былой деятельности — остовы металлических конструкций, строений, покосившееся столбы электропередач. Дикое место. Но не безлюдное. Невдалеке паслось стадо оленей, а на пригорке расположился домик-сани, аккурат на одного человека жилище. Так и есть, вышел пастух, он здесь совершенно один, лишь с двумя собаками и тремя оленями в упряжке. Поздоровались, Алексей стал расспрашивать про дорогу, а нас потянуло к оленям. Такие забавные, теплые, немного испуганные таким повышенным вниманием. Мы нафотографировались, наснимались вволю, пытались накормить их печеньем и сухариками. Надолго запаслись впечатлениями, благодаря короткой встрече. После чего проехали еще немного и встали на ночевку. Экспедиция снова вошла в свое походное русло, все опять будет подчинено заведенному порядку. До прибытия в Воркуту, по крайней мере.

 

  • Первое Мая. Память рисует картинки из детства, когда уже вовсю весна, тепло, люди в рубашках с коротким рукавом на демонстрации. А сейчас смотрю из вездехода и вижу совсем другое зрелище. Белым бело от горизонта до горизонта. Ветер гонит снежную пургу шевеля редкими кустиками. Мир, труд, май, однако. Ну да ладно, праздник не на улице, праздник в головах.

 

  • Сегодня наше дежурство, поэтому поднимаемся на час раньше. Рассказывает Владимир Шильников Растапливаем печку заранее припасенными дровами, зажигаем газ на плите, ставим вариться кашу и чайник на огонь. В кунге становится тепло, настроение повышается. По поводу первомая решаем устроить маленький праздник и ставим испекаться кекс в хлебопечке. В восемь утра общий подъем, завтрак, сборы. Снова выезжаем на старый зимник и продолжаем по нему путь.

 

  • Проезжаем несколько вахтовых поселков, все они брошенные, домики доживают свое, техника разобрана. Теперь понятно, почему эта дорога существует только на карте — она стала теперь не нужна. В конце концов попадаем на широкую расчищенную дорогу, ведущую от побережья в Усинск. Вокруг нефте-газопроводы, движение довольно интенсивное в обоих направлениях. Сразу видно, дорога работает, и скорее всего круглогодично. Пройдено более шестидесяти километров за ходовой день, немного но вполне достаточно для сегодняшнего дня.

 

 

  • В заключении хотелось бы рассказать о вездеходах ШЕРП. Собственно, без них трудно представить себе экспедицию, а скорее всего невозможно. Шерп обладает целым комплексом достоинств, особенно когда наступают экстремальные условия движения. Ведь сколько угодно долго можно двигаться по хорошей дороге на комфортабельной технике, но всегда найдется непреодолимый участок, который перечеркнет ранее построенные планы. Для Шерпа такого нет. Заложенный в конструкции запас проходимости позволяет реализовать задуманное и не пожалеть о сделанном выборе. Так и сейчас, мы двигались по хорошо укатанным дорогам и по давно заброшенным направлениям, по зимникам и нетронутому снегу, через лесные завалы и речки с крутыми берегами. Двигались везде, оправдывая название Вездеход. Сейчас мы прошли одну десятую пути, но есть уверенность, что следующие девять десятых будут также уверенно преодолены.

 

 

  • На завтра запланирован больший пробег, а пока что вечерний ужин, короткое совещание, работа над фото видео материалами и крепкий сон до утра.

 

 

Поделиться в Share on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Pin on PinterestShare on TumblrEmail this to someoneBuffer this page